Обнаружение эмоций в текстах является актуальной задачей обработки естественного языка. В рамках этой задачи изучен дескриптивный способ выражения и интерпретации эмоциональных состояний. Для этого собрано лексическое предикатное ядро, включая номинации базовых эмоций, в его лексико-грамматических вариантах (вид, возвратность, переходность); описана семантическая модель эмотивной конструкции (ее компоненты: экспериенцер и каузатор).
Впервые создан корпус аннотированных текстов с разметкой семантических ролей, выражающих экспериенцера и каузатора при эмотивных предикатах.
Разработан новый метод предикатно-эмотивного анализа, основанный на машинном обучении по размеченному корпусу текстов. Метод позволяет определить, кто [экспериенцер], по мнению говорящего, и почему [каузатор] испытывает эмоции, упоминаемые в тексте (см. рисунок).
Особенностями метода являются: центральное место категории лица; учет каузальной составляющей; учет тональной окраски эмотивного высказывания при утверждении и отрицании. На основе метода исследованы манипулятивный и аргументационный потенциал эмотивных высказываний, их роль как маркеров психологического статуса субъектов речи, а также реакции зрителей youtube-каналов на пропаганду.
Разработанный метод предназначен для оценки и мониторинга эмоциональных реакций пользователей социальных сетей на социально-значимые события, мониторинга социальной напряженности по текстовым сообщениям социальных сетей.
Рис. Пример автоматического установления в тексте переживающего (Experiencer) эмоцию и причины (Cause) эмоции.
1. Никитина Е. Н., Онипенко Н. К. Семантика и прагматика высказываний с эмотивными предикатами // Сибирский филологический журнал, 2022. № 2. С. 271–285. (ссылка)
2. Никитина Е. Н., Онипенко Н. К. Синтаксис и семантика эмотивных глаголов (к проблеме лингвистической интерпретации текстов, написанных авторами с психическими расстройствами) // Вестник Томского университета. Филология, 2022. № 79. С. 109–130. (ссылка)
3. Григорьев О. Г., Кузнецова Ю., Никитина Е., Смирнов И., Чудова Н. В. Каузативно-эмотивный анализ. Часть I. Методика изучения эмоциональных реакций пользователей социальных сетей // Психологический журнал, 2022. T. 43. № 3. C. 114-121. (ссылка)
4. Григорьев О. Г., Кузнецова Ю. М., Никитина Е. Н., Станкевич М. А., Чудова Н. В. Каузативно-эмотивный анализ. Часть II. Исследование реакций зрителей youtube-каналов на пропаганду // Психологический журнал, 2022. Т. 43. № 4. С. 90-98. (ссылка)