Семантика и прагматика высказываний с эмотивными предикатами

Авторы

Никитина Е. Н.

Аннотация

Обсуждается проблема речевого воздействия посредством высказываний, организованных каузативно-эмотивными глаголами (типа удивлять - удивить, огорчать - огорчить), в интернет-общении и в традиционном диалоге. Функционально-прагматический потенциал этих глаголов реализуется в зависимости от значений времени, модальности, лица: (1) в рекламных слоганах, (2) в активных интернет-ссылках-заголовках, (3) в проспективной риторической стратегии и (4) в ретроспективной речевой стратегии. Эмотивная составляющая семантики этих глаголов в соединении с акциональностью, присущей речевым актам, обладает манипулятивным потенциалом. Это проявляется в (1-2) побуждении адресата к действию за счет обещания приятной эмоции, (3) мыслимом говорящим управлении эмоцией адресата, (4) декларативно-эмотивном воздействии на адресата.

Внешние ссылки

DOI: 10.17223/18137083/79/19

Скачать PDF с сайта «Сибирского филологического журнала»: http://journals.tsu.ru/sjp/&journal_page=archive&id=2236&article_id=50041

РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48616207

В проекте «ИСТИНА»: https://istina.msu.ru/publications/article/522846606/

Ссылка при цитировании

Никитина Е. Н., Онипенко Н. К. Семантика и прагматика высказываний с эмотивными предикатами // Сибирский филологический журнал, 2022. № 2. С. 271–285.