Современный российский университет, решая задачу конкурентоспособности своих выпускников, находится в сфере действия двух глобальных векторов - интернационализации образования и индивидуализации профессиональной подготовки студента. В образовательной среде университета актуализируется запрос на развитие системы наставничества, выполняющей функции конкретизации существующих образовательных программ в соответствии с профессиональной подготовкой студента, с одной стороны, с другой - быстрой адаптации студента к меняющимся условиям жизни за счет возможности влиять на его личностное развитие, систему ценностей. Адекватное образовательным потребностям студентов осуществление учебно-воспитательного процесса в университете требует целенаправленной подготовки педагогов к наставнической деятельности. Целью данного исследования является выявление представлений студентов и преподавателей о личности современного наставника студентов. Методом опроса были получены данные о предпочтительных личностных особенностях, значимых профессиональных достижениях, технологиях взаимодействия с коллегами и студентами наставника в российском университете международного профиля в представлениях 54 преподавателей и 53 студентов. Получены различия в представлениях студентов и преподавателей о личности наставника. Наиболее значимые различия выявлены на основе психолингвистического анализа относительно качеств «эмпатия» и «терпение» (приоритетны в личности наставника для преподавателей) и «доброта» и «коммуникабельность» (приоритетны для студентов). Выявлены личностные особенности наставника студентов, практически одинаково значимые и для преподавателей, и для студентов: «стрессоустойчивость», «ответственность», «открытость», «честность» и др. В перечень «несовпадающих» представлений о личностных особенностях наставника вошли «лояльность», «современность, интерес к современной культуре», «смекалка», «находчивость», «оригинальность» (значимые для студентов); «широкий кругозор», «исследовательские навыки», «тайм-менеджмент» (значимые для преподавателей). На основе статистического и психолингвистического анализа представлений студентов и преподавателей о личности наставника в российском университете возможна реализация профессиографического подхода в отношении преподавателей, занимающихся наставнической деятельностью, или проходящих профессиональный отбор на должность наставника студентов.
DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2024-7-43
Скачать статью (PDF) на сайте «Герценовских чтений»: https://herzenpsyconf.ru/wp-content/uploads/2024/12/43-makhmutova-et-al.pdf
Скачать материалы конференеции (PDF) на сайте «Герценовских чтений»: https://herzenpsyconf.ru/wp-content/uploads/2024/12/hucpe-2024-7itog.pdf
Скачать статью (PDF) на eLibrary (требуется регистрация): https://www.elibrary.ru/item.asp?id=77107122
Смотреть доклад Анфисы Чуганской на портале журнала «Психология человека в образовании» VK:
Махмутова Е. Н., Иванченко М. А., Чуганская А. А. Исследование представлений студентов и преподавателей о личности наставника в российском университете // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2024. — С. 310–315.