В статье определяется круг лингвистических положений, которые вместе с представлениями психологической теории деятельности могут быть интегрированы в модели целепорождения и в технологии приобретения знаний интеллектуальными системами. Рассматривается эволюция лингвистических трактовок понятия«цель». Показано, что ее логика состоит в постепенном снятии ограничений на введение в лингвистическое исследование сложившихся знаний о целеполагании и психологическом строении человеческой деятельности. На материале речевого жанра «план-инструкция», наиболее непосредственно воплощающем в речевой форме процессы целеполагания и планирования, предлагается лингвистическая интерпретация деятельностной модели знака. Описываются языковые средства выражения его содержательных компонентов как предпосылка формализации инструктирующих текстов. Раскрывается эвристическая ценность включения в модель целеобразования, осуществляемого интеллектуальной системой, представлений о знаковой опосредованности этого процесса.
Скачать PDF с сайта ИСА РАН: http://www.isa.ru/aidt/images/documents/2019-04/10-22.pdf
Салимовский, В. А., Осипов, Г. С., Кузнецова, Ю. М., Суворова, М. И., Чудова, Н. В. Лингвистические аспекты целеполагания в когнитивном моделировании (на материале речевого жанра «план-инструкция») // Искусственный интеллект и принятие решений. — № 4. — 2019. — С. 10–22.