Метод реляционно-ситуационного анализа текста в психологических исследованиях

Авторы

Смирнов И. В. Осипов Г. С. Чудова Н. В. Кузнецова Ю. М.

Аннотация

Разработка методов искусственного интеллекта, позволяющих получать достоверную информацию о психологических особенностях человека по его речи, является одним из направлений развития психодиагностического инструментария современного уровня. Создание подобных средств подразумевает взаимодействие психологов, лингвистов и представителей компьютерной науки, поэтому требует определенной методологической базы и организационных условий. В настоящей работе описан опыт разработки отечественного диагностического инструмента анализа письменных текстов, в том числе сетевых интеракций, осуществленной под руководством Г.С. Осипова в возглавляемом им Институте проблем искусственного интеллекта ФИЦ «Информатика и управление» РАН и при сотрудничестве с Научным центром психического здоровья, Институтом русского языка РАН и Пермским государственным университетом. В основе инструмента лежит предложенный Г.С. Осиповым метод реляционно-ситуационного анализа текста (РСА), учитывающий особенности коммуникативной грамматики русского языка Г.А. Золотовой. Из влекаемые с помощью инструмента «Машина РСА» данные позволяют представлять текст в виде совокупности предикатно-аргументных ролевых структур, отражающих особенности картины мира автора текста. Машина выделяет в тексте более ста семантических признаков и семантических ролей; привлечение ряда психолингвистических показателей и специально сформированных тематических групп слов расширяет перечень признаков, выявляемых «Машиной РСА», до 197. Проведенные эмпирические исследования позволили выявить специфику текста, связанную с психологическими особенностями (устанавливаемыми с помощью психодиагностических методик и экспертно), а также психиатрическим статусом (шизофрения и клиническая депрессия) испытуемых - авторов текстов, что открывает перспективы для диагностического и мониторингового применения полученных результатов. Возможность использовать данные, получаемые с помощью «Машины РСА», для машинного обучения делает инструмент адаптивным и развивающимся в соответствии с конкретными исследовательскими задачами.

Внешние ссылки

DOI: 10.17323/1813-8918-2021-4-748-769

Скачать PDF на сайте журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики»: https://psy-journal.hse.ru/data/2021/12/24/1762716286/18-04-2021-92-113.pdf

РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48182132

ResearchGate: https://www.researchgate.net/publication/357815223_Metod_relacionno-situacionnogo_analiza_teksta_v_psihologiceskih_issledovaniah

Ссылка при цитировании

Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Осипов Г. С., Смирнов И. В., Чудова Н. В. Метод реляционно-ситуационного анализа текста в психологических исследованиях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – №4. – С. 748–769.