На концептуальном уровне рассматриваются подходы к использованию средств искусственного интеллекта в социо-гуманитарных исследованиях. Мировой тенденцией последних десятилетий является вовлечение в исследовательскую практику данных, извлекаемых из социальных медиа, что позволяет решать задачи мониторинга, анализа, прогноза и управления по отношению к таким параметрам сетевой коммуникации, как мнения, установки, эмоции и поведенческие схемы коммуникантов. В целях развития средств анализа сетевого контента предлагается использование метода реляционно-ситуационного анализа, опирающегося на синтаксемный анализ Г.А. Золотовой и концепцию неоднородных семантических сетей Г.С. Осипова. Предлагаемый подход позволяет реализовать при анализе текста деятельностную парадигму, в рамках которой текст рассматривается как продукт речемыслительной деятельности автора, что открывает возможности для применения аппарата, выработанного отечественной психологией для изучения когнитивных процессов, личности, мотивации, эмоциональных состояний, индивидуальных различий, а также базового ментального образования - картины мира.
DOI: https://doi.org/10.14357/20718594190203
PDF на сайте журнала «Искусственный интеллект и принятие решений»: http://www.aidt.ru/images/documents/2019-02/28-38.pdf
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38303573
В базе проекта ИСТИНА (МГУ): https://istina.msu.ru/publications/article/266060744/
Ениколопов, С. Н., Кузнецова, Ю. М., Смирнов, И. В., Станкевич, М. А., Чудова, Н. В. Создание инструмента автоматического анализа текста в интересах социо-гуманитарных исследований. Часть 1. Методические и методологические аспекты // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2019. – №. 2. – С. 28-38.