Грамматика инициальных предложений в детских нарративных текстах

Авторы

Никитина Е. Н.

Аннотация

Статья посвящена коммуникативно-грамматическому анализу корпуса сочинений по картинкам, написанных детьми 10-12 лет. Основное внимание уделяется инициальным предложениям с точки зрения выбора синтаксической конструкции, грамматического оформления сказуемого и синтаксической категории лица. В статье обосновывается мысль о том, что к 11 годам при освоении текстовой тактики ребенок выбирает специальные маркеры начала: лексико-семантические (интродуктивно-бытийные предложения) или семантикоинтаксические (неопределенно-темпоральные показатели). Однако категориальное разграничение бытийности и событийности освоено не полностью. Выбирая нарративную тактику, ребенок использует прошедшее время глагола при возможности настоящего. Преобладающим в исследуемом корпусе является третьеличный нарратив, 1 лицо появляется при включении Я в изображаемый мир в качестве рассказчика, наблюдателя, героя (не только человека, но и героя-животного).

Внешние ссылки

Скачать сборник конференции (PDF) на сайте Лаборатории Онтолигвистики: http://ontolingvistika.ukit.me/uploads/s/9/x/x/9xxm6bwcvoiy/file/GRBXRRtO.pdf?preview=1

Скачать статью (PDF) на eLibrary (требуется регистрация): https://www.elibrary.ru/item.asp?id=78262230

На сайте ИСТИНА МГУ: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/722916366/

Смотреть доклад Надежды Онипенко на канале «Проблемы онтолингвистики» (с 1:07:00):

Ссылка при цитировании

Онипенко Н. К., Никитина Е. Н. Грамматика инициальных предложений в детских нарративных текстах // Проблемы онтолингвистики — 2024: языковое взаимодействие взрослого и ребёнка. Материалы ежегодной Международной научной конференции. — СПб.: Издательство «ВВМ», 2024. — С. 19–25.