Эмоциональная составляющая наивных представлений об образовании и образованности в зеркале сетевых дискуссий

Авторы

Кузнецова Ю. М.

Аннотация

Образование является одним из заметных компонентов эмоционального ландшафта сетевой коммуникации. Широкая представленность этой тематики в обыденном дискурсе определяется традицией рассматривать образование в качестве средства решения таких проблем, как повышение социального статуса, поиск работы, увеличение доходов и т. д. Кроме прагматических мотивов, субъективная значимость образования определяется также существующими в общественном сознании представлениями об образовании и образованности как компонентах групповой идентичности, задающих систему эталонов целеполагания и оценок жизненного пути личности. В житейской практике наивные представления опосредуют оценочное отношение человека к системе образования, составляющим ее компонентам и представителям социальных групп с различным образовательным статусом, а также мотивационную основу конкретных форм его собственной активности в данной сфере. В представленном исследовании методом каузативно-эмотивного анализа определены состав и структура наивных представлений об образовании и образованности, циркулирующих в обыденном сетевом дискурсе и обладающих аффективным потенциалом. Показано, что по критерию участия в эмоциональных ситуациях различной тональности представления, относящиеся непосредственно к системе образования и ее функционированию, ассоциируются преимущественно с отрицательными эмоциями, представления о характерных проявлениях образованности – преимущественно с положительными эмоциями, а представления о типаже «образованный человек» являются эмоционально амбивалентными. Выявлена также ролевая асимметрия: если в качестве субъектов эмоциональных состояний компонентам наивных представлений об образовании и образованности чаще всего приписывается переживание оскорбленности, страха, униженности и обиды, то в качестве каузаторов – способность вызывать эмоции восхищения и удивления. Полученные данные свидетельствуют о том, что транслируемое сетевыми СМК отношение к системе образования характеризуется наличием эмоционального напряжения негативной тональности, которое приписывается в первую очередь принадлежащим системе субъектам, в то время как обезличенные атрибуты образованности выступают в традиционной для нашей культуры роли предмета благожелательного любопытства.

Внешние ссылки

РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50754291

Ссылка при цитировании

Кузнецова Ю. М. Эмоциональная составляющая наивных представлений об образовании и образованности в зеркале сетевых дискуссий // Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. — М.: Фак. журн. МГУ, 2023. — С. 390–391.