Значимость изучения стереотипов, связанных с пожилым возрастом и старостью, для практики социальной работы определяется тем влиянием, которое оказывают неосознаваемые установки на реальную деятельность человека. По разным причинам современный мир проявляет высокую степень интолерантности в отношении людей «третьего возраста», в предельной своей форме выражающейся в виде дискриминации старшего поколения, или геронтологического эйджизма. Социальный работник, занимающийся обслуживанием пожилых людей, является одновременно носителем профессиональных знаний и житейских предубеждений, научных понятий и социальных стереотипов о старшем возрасте и его представителях. Стереотипы не только определяют, по выражению У. Липп- мана, «философию жизни» человека [8, с. 104–109], но и выполняют функцию инструментально-практической установки, создающей контекст оценивания информации и внутренней готовности субъекта к последующим действиям [16, c. 327–334]. Реализуясь в деятельности социального работника, эйджистские установки нарушают право на достоинство и уважение, то есть ведут к нарушению основного принципа социальной работы, усиливая трудности в общении с пожилыми, формируя навыки манипулирования ими и провоцируя у самого специалиста увеличение агрессивности и враждебности по мере увеличения стажа его работы [7, с. 208–209]. Поэтому представления о том, каковы по своему содержанию и эмоциональной окраске циркулирующие в социуме стереотипные представления об «образе старости», имеют практическое значение в плане профилактики развития негативных тенденций в среде социальных работников, которые, «к сожалению, не выходят за круг эйджистского поведения и предубеждений, присущих нашему обществу» [7, с. 208].
Download full collection of works (PDF) at eLibrary (in Russian, registration required): https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47368309
Кузнецова Ю. М. Психосемантика «ОБРАЗА СТАРОСТИ» (по результатам факторизации данных эмотивно-предикатного анализа сетевых комментариев) // Социальная работа в условиях пандемии COVID-19: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2021. – С. 71–85.